пятница, 7 сентября 2018 г.

Мифология майя

Ах-пуч - один из богов смерти. Обычно изображается в антропоморфном облике с черепом вместо головы, черными трупными пятнами на теле; головной убор его имеет форму головы каймана. У майя имелось большое количество богов смерти, имена их варьируются в зависимости от племени, у которого они засвидетельствованы.  Все они обитали в подземных мирах (обычно число этих миров равно девяти). Иконографические облики их различны.


Бакабы - боги — братья Хобниль, Кан-Цик-Наль, Сак-Кими и Хоеан-Эк, которые стоят в четырех углах вселенной и поддерживают небо, чтобы оно не упало на землю. Бакабы были связаны с цветовой и календарной символикой стран света.
Так, Хобниль ассоциировался с востоком и красным цветом и был покровителем годов, начинавшихся с дня Кан; Кан-Цик-Наль — о севером, белым цветом и годами Myлук; Сак-Кими — с западом, чёрным цветом и годами Хищ; Хосан-Эк — с югом, жёлтым цветом и годами Кавак. В 10-16 вв. Бакабы в значительной степени слились с богами ветра — павахтунами и богами дождя — чаками. В этот период существовали представления и о подземных бакабах, поддерживавших своды преисподней.


Ицамна ("дом игуаны") - одно из главных божеств. Вселенная представлялась как гигантский дом, стены которого образованы четырьмя рептилиями (кайманами или игуанами), смыкающимися внизу головами, а вверху - хвостами; отсюда и собственное имя Ицамна, и ассоциации со странами света и цветовой символикой. В ольмекское время Ицамна становится одним из главных божеств; иконографический облик его разнообразен: небесный дракон (рептилия + птица + ягуар) или антропоморфный - старик. В дальнейшем культ этого божества увязывается с хтоническими аспектами (подземный огонь, вулканы, растительность), а также с водными божествами дождя, росы. Появляется множество ипостасей Ицамны, отражающих эти связи (Ицамна-Кавиль - олицетворение урожая, Ицамна-Туль - плохих дождей, портящих посевы, Ицамна-Кинич-Ахав - солнца, Ицамна-Каб - земли, Ицамна-Кабуль - творец, создатель мира). Ицамна считался творцом мира, изобретателем письменности, основателем жречества. Источники 16 в. называют его супругой то богиню Иш-Чель, то Иш-Чебель-Йаш, то Иш-Асаль-Вох. Изображениями Ицамны то в виде старика, то в зооморфном облике пронизано всё искусство майя 1-13 вв. На Юкатане фасад многих зданий представляет одну гигантскую маску Ицамны. Он становится богом - покровителем правителей майяских городов-государств; атрибуты их власти являются символом Ицамны. После испанского завоевания миссионеры уподобляли Ицамну христианскому богу-отцу.

Иш-Чель ("радуга") - богиня луны, покровительница ткачества, медицинских знаний и деторождения; считалась супругой Ицамны. К святилищам Иш-Чель в Исамале и на острове Косумель совершались многочисленные паломничества ради исцеления от болезней.

Кукулькан  ("змей, покрытый перьями кецаля") - одно из главных божеств. Ко времени испанского завоевания (16 в.) в нём слились легенды об историческом лице - предводителе тольтеков (вторгшихся в 10 в. на Юкатан), который считал себя имперсонатором Кецалькоатля, и тольтекские представления об этом божестве, а также более древние верования майя в связанных с культом дождя облачных змеев. В результате синкретических процессов Кукулькан у поздних майя почитался в качестве бога ветра, подателя дождей, бога планеты Венера, основателя нескольких царских династий и крупных городов; в частности, считался патроном династии Кокомов в городе Майяпан. Кукулькан изображался в виде змея с человеческой головой.

Павахтуны - четыре бога ветра, связанные со сторонами света.  После испанского завоевания и христианизации населения были идентифицированы со святыми Домиником, Гавриилом, Иаковом и Марией Магдалиной.

Тескатлипока («дымящееся зеркало»), в мифологии индейцев Центральной Америки божество, вобравшее в себя черты многих древнейших богов; в историческое время — главный бог племен науа и майя. Он выступает и как бог ночи, покровитель разбойников, колдунов, жрецов; его эпитеты: «враг», «капризный владыка», «сердце гор», «сеятель разногласий» и др. В ипостаси Иоалла-Ээкатль Тескатлипока странствует ночью по улицам, разыскивая преступников, как Ицтли — олицетворяет жертвенный нож, как Чальчиутотолин — кровь жертвы, в ипостаси Ицтлаколиуки — звёздный бог холода, льда и наказаний, как Несауалпилли — покровитель банкетов, как Тельпочтли — повелитель школ мальчиков, как Некокиаотль — бог-воин, в последней ипостаси Тескатлипока первым прибывал на праздники, когда боги собирались на земле. Знаком его прибытия на праздник считался отпечаток ноги на муке, рассыпанной на полу храма. Самой древней ипостасью Тескатлипоки был Тепейолотль («сердце гор») — ягуароликий бог пещер, землетрясений и несчастий, эхо.
В ацтекских мифах Тескатлипока часто выступает как противник или соперник Кецалькоатля и как двойник и сотоварищ Уицилопочтли в их деяниях. По представлениям ацтеков, Тескатлипока олицетворял зиму, север, ночное небо, покрытое звёздами, поэтому он изображался с чёрным лицом, покрытым жёлтыми поперечными полосами, или в виде своего духа-двойника ягуара (уподобление пятнистого меха звёздному небу). По некоторым мифам, Тескатлипока превращается в Полярную звезду, чтобы добыть огонь; он становится созвездием Большой Медведицы. В тропиках это созвездие стоит в зените, поэтому жители Месоамерики воспринимали его как изображение одноногого человека и часто изображали с оторванной ногой. Сопутствующим опознавательным символом Тескатлипоки является зеркало с отходящим от него завитком дыма (отсюда его имя), укреплённое или на виске, или на обрубке ноги; в нём он мог видеть всё, что происходит на свете. Этому же служит и магическая палка с круглым отверстием в одном конце, которую он держит в руках, через неё Т. видит всё сокрытое и тайное. Другим отличительным признаком Тескатлипоки является круглое кожаное кольцо (символ вечности), висящее на жёлтой ленте на груди. Такое же кольцо есть и у трёх его братьев: Кецалькоатля, Уицилопочтли и Шипе-Тотека. У ацтеков возник и светлый двойник Т.— красный Т. (синкретизация с богом Шипе-Тотеком).
Тескатлипока считался как благодетельным, так и зловредным божеством: он был богом — творцом мира и его разрушителем, глазом, видящим всё в ночи, судьёй и мстителем за всё злое, всезнающим и вездесущим, беспощадным, полным неожиданностей. Его эпитеты: «тот, кто распоряжается по своему усмотрению», «тот, рабами которого мы все являемся». Он мог дать счастливую жизнь и благополучие, но часто обижался и становился злым разрушителем. Так, например, он поступил с тольтеками. Чтобы испытать мужество молодых воинов, Т. принимал ночью причудливый облик и вызывал их на бой. Воин, победивший Тескатлипоку, получал в качестве выкупа несколько шипов агавы, предвещавших количество пленников, которых он захватит в ближайшей битве. Особо страшным обликом Тескатлипоки считалось тело без головы, с двумя дверцами в груди, которые то открывались, то закрывались, издавая звук, похожий на стук топора по дереву. Фигурки Тескатлипоки в этом облике были найдены в Теотиуакане.
Тескатлипока вместе с Кецалькоатлем разделяет Сипактли на небо и землю и становится богом-творцом. Тескатлипока широко почитался, ему приносилось много жертв. У ацтеков каждый год избирался имперсонатор Тескатлипоки— красивый юноша, не имевший физических недостатков. С имперсонатором обращались как с божеством, удовлетворяя любые его желания, по прошествии года его торжественно приносили в жертву.

Чак («топор») - бог дождя и молнии.  Обычные атрибуты Чака — топор или пылающий факел. Чак мыслился как в единственном числе, так и во множественном (четыре Чака, связанные со сторонами света и цветовой символикой: восток — красный, север — белый, запад — чёрный, юг — жёлтый). В народных представлениях упоминается множество Чаков Аналогично тлалокам Чак держит воду в тыквенном сосуде или четырёх сосудах, расставленных по углам своего дома. Многочисленные чаки живут в лесах, пещерах, естественных колодцах (сенотах). Почитание чака до сих пор сохранилось у юкатанских майя.

Шибальба («исчезающее») - подземный мир, а также обозначение богов преисподней. Шибальба представлялась многослойной; вход находился на земной поверхности. 

Юм-Кааш («владыка лесов») -молодой бог кукурузы, известен также под именем Йум-Виила.Изображался в виде юноши или подростка с головой, переходящей в початок, или с волнистыми, зачёсанными наверх волосами, подобными листьям маиса. Культ его был необычайно популярен.

Источник:
Мифы народов мира, под ред. С. А. Токарева

Комментариев нет:

Отправить комментарий