Армянская мифология складывалась на основе верований урумейцев, мушков, хуррито-урартских племен. Позже армянская подверглась серьезному влиянию иранского маздаизма и зороастризма. В 3-1 вв. до н.э. (период эллинизма) армянские божества стали отождествляться с греческими: Арамазд - с Зевсом, Анахит - с Артемидой, Вахагн - с Гераклом, Астхик - с Афродитой, Нанэ - с Афиной, Михр - с Гефестом, Тир - с Аполлонм или Гермесом. В начале 4-го в. н.э. было принято христианство. Образы христианских персонажей сливались с языческими (например Иоанн Креститель и Вахагн и др.). В армянском фольклоре отмечается персонификация огня и воды, как сестры (огонь) и брата, между которыми постоянная вражда. По одному из мифов дьявол создал огонь ударив железом по кремню. В наказание бог создал молнию, которой он карает людей за использование сатанинского огня.
Алы, алк - злые духи, которые вредят роженицам и новорожденным, а также похищают новорожденных и уносят их к своему царю. Имеют огненные глаза, медные когти, железные зубы, мохнаты. Живут в горах, песчаниках, углах домов и хлевов. Царь алы живет в глубоком ущелье. Существует миф о происхождении алы, аналогичный мифу о Лилит. Алы была создана как подруга для Адама раньше Евы, но тот не полюбил ее, т.к. она была огненной природы, и Алы и её потоми стали враждебны женщинам и потомству Адама.
Анахит, Анаит - богиня-мать, богиня плодородия и любви; дочь (или жена) Арамазда. Имя отражает происхождение от иранской богини Ардвисуры Анахиты.
Анушаван Сосанвер [от иран. Ануширван и армянского сосанвер (соси - "платан" и нвер - "дар, посвящение")] - внук Ара Гехецика; персонификация платана или священной рощи платанов близ Армавира. К Анушаван Сосанвер обращались за предсказанием будущего (в роще гадали по шелесту листьев деревьев).
Ара Гехецик, Ара Прекрасный, в армянской мифологии умирающий и воскресающий бог. Царица Ассири, Шамирам, пожелала иметь своим мужем Ара Гехецика, но тот отказался. Шамирам пошла с войском на Армению, в результате Арах Гехецик был убит на поле сражения, но Шамирам приказала волшебным собакам аралезам зализать его раны и Ара Гехецик ожил.
Арамазд - верховное божество, создатель неба и земли, бог плодородия, отец богов Анахит, Михра, Нанэ и др. Восходит к иранскому Ахурамазде. Культ Арамазда возник в Армении в 6-5 вв. до н.э., при Ахеменидах, слившись с культом местных божеств. В эллинистическую эпоху Арамазд отождествлялся с Зевсом.
Арэв ("солнце") - персонификация солнца в виде юноши на льве или светящегося колеса. Ещё в 12 в. в Армении существовали сектанты - солнцепоклонники (арэвордик), преследуемые армянской христианской церковью. Есть мифы в которых Арэв - девушка, сестра Луны (Лусин) в мужском облике, и обратные в которых Арэв - брат, а Лусин - сестра.
Астхик ("звёздочка") - богиня плотской любви и воды, возлюбленная Вахагна. В эпоху эллинизма Астхик отождествлялась с Афродитой. По армянскому календарю в середине лета (в конце старого года и в начале нового) устраивался праздник вардавар, Астхик приносили в дар розу, выпускали голубей, а участники обряда обрызгивали друг друга водой.
Баршамин, Баршимниа, Баршам - божество, выступающее противником богов и героев (Вахагна, Арама и др.). Образ восходит к западносемитскому Баалшамему, культ которого был распространён в Армении.
Бахт («судьба»)- персонификация судьбы. Представлялся в облике седобородого старца, сидящего на небе или на высокой горе, определяет судьбу каждого человека, иногда в облике юнош. Чтобы вернуть обратно или пригласить Бахт, в конце года или в начале нового года совершают особые церемонии: девушки садятся на кочерги и скачут на них, старухи выходят из дома с посохами, стучат по земле и особыми заклинаниями просят Бахт вернуться в их дом. Иногда Бахт отождествляется с духами предков.
Вахагн, Ваагн - бог грозы и молнии, мифический предок армян. Согласно мифу, его рождали в муках небо и земля, а также пурпуровое море. Родившись, Вахагн вступает в борьбу с вишапами и побеждает их. Имя вероятно восходит к "Вритрахан" (убийца Вритры), эпитету Индры. В эллинистическую эпоху Вахагн отождествлялся с Гераклом.
Вишапы - драконы,персонификации грозовых бурь, смерчей или грозовых облаков. Поглощают солнце, отчего происходит затмение. Живут в высоких горах, в больших озёрах, на небе, в облаках. С распространением христианства вместо Вахагна в борьбу с вишапами вступает архангел Гавриил и ангелы. В эпосе Вишапы — чудовища, завладевшие водными источниками; требуют приносить им в жертву девушек.
Габриел Хрештак - архангел Гавриил, перенявший некоторые функции духа смерти Гроха и бога грозы и молнии Вахагна. Одна его нога - на небесах, другая - на земле.
Гишерамайрер ("матери ночи") - персонификации ночной тьмы, со змеями в руках преследующие солнце. Вечером Гишерамайрер поднимаются из-под гор вверх на землю, чтобы поймать солнце, но оно уже заходит. Тогда они все начинают дуть, и мир покрывается тьмой, гишерамайрер группами ищут солнце в лесу, в горах, деревнях. Не найдя его, через разрушенные мельницы и высохшие родники они спускаются под землю и продолжают поиски там. Едва они спускаются вниз, как на востоке поднимается солнце.
Горнапштикнер - духи умерших иноверцев, самоубийц, злодеев. Выступают в антропоморфном и зооморфном облике (кошка, собака, волк, медведь, осел и др.), стоят у дорог (особенно около кладбищ), пугают прохожих, прыгают на их спины, на их лошадей, на арбы. Бродят вокруг домов по ночам, к рассвету возвращаются в свои могилы.
Грох ("записывающий", "пишущий")- дух смерти, записывает на лбу человека его судьбу, а в своей книге - грехи и благие поступки человека.
Жук у Жаманак ("время") - персонификация времени. Представляется в облике седоволосого старика, который сидит на вершине высокой горы (на небе) и держит в руках белый и чёрный клубок (день и ночь), постепенно разматывая и сматывая их.
Каджи (кадж, "храбрец") -духи бури и ветра. Живут на высоких горах, в скалах, пещерах, в глубоких оврагах, имеют там дворцы. Эхо в оврагах и на горах понимается как голоса каджей. Вместе с пари бродят группами по ночам, с музыкой, песней, танцами. Могут появляются среди людей в образе их знакомых, совращать, уводить к колодцам, на скалы, пропастям. Приглашают к себе людей по разным поводам (музыкантов, акушерок). Могут похищать детей. Получившие удар от каджи сходят с ума (их называют каджкакох, каджкакал, "захваченный каджем"). Видны явные параллели с европейскими фейри.
Карапет ("предшественник", "предвестник") - персонаж, идентифицируемый (после принятия армянами христианства) с Иоанном Крестителем. Карапет в мифах, сказаниях, верованиях и песнях выступает подобно Михру победителем всех дэвов; он заключает их в темницу, но один из них - Хромой дэв - просит Карапета избавить его от тюрьмы, обещая служить в монастыре, посвящённом Карапету, до судного дня - выметать из него золу. Карапет - помощник армян в войнах. Также покровитель искусств, одаривающий людей способностями к музыке, поэзии, приносящий удачу в спортивных состязаниях.
Мардагайл ("человек-волк") -оборотень чаще женщина, обладающая способностью превращаться в волка. Бродит ночью вместе с волками, пожирает трупы, похищает детей и раздирает их. С Мардагайл связывалось происхождение Млечного пути: когда Мардагайл пыталась съесть гостя, он ударил её кинжалом в грудь и молоко из груди стало Млечным путем.
Михр. Мгер (от пехл. Mihr, Митра) - бог небесного света и солнца, сын Арамазда.
Мгер побеждает дэвов (демонов); убиает чёрного быка (символ тьмы и преисподней) и лишает т.о. главного Белого дэва магической силы, побеждая его в битве. Однако тяжести Мгера и его коня не выдерживает земля из-за несправедливости мира, поэтому они уходят в скалу, которую оставят только когда будет создан справедливый мир, или когда остановится "колесо судьбы" и Мгер самостоятельно разрушит несправедливый мир.
Нанэ, Hанэа - дочь Арамазда, богиня-мать. В эллинистическую эпоху отождествлялась с греческой Афиной.
Немрут - иноземный царь, вторгшийся в Армению и решивший убить бога, в результате сам гибнет от удара молнии.
Пахапан хрештак - ангелы хранители души и тела человека.
Саркис - христианский святой, имеющий также функции божества ветра и бури, повелителя духов тумана, хозяина волков, покровителя влюбленных. По поверьям, в последнюю ночь посвященного ему поста (в феврале) Саркис со своей возлюбленной посещает дома всех армян; для него выставляют на крышах или за дверями муку из жареной пшеницы (похинд) или кашу, приготовленную из этой муки. В эту же ночь Саркис показывает суженых девушкам и юношам во сне.
Спандарамет (восходит к богине Спента Армайти, Арматай) - дух подземного мира и сам подземный мир.
Тир - бог письменности, наук и искусства, предсказатель судьбы во сне. В эллинистическую эпоху Тир отождествлялся с Аполлоном.
Уруаканы («призраки») - духи умерших.
Хазаран блбул (иран. «поющий соловей») - чудесная птица, от пения котрой расцветают засохшие сады.
Хайк, Гайк - первопредок армян. Отождествлялся с созвездием Орион.
Цовинар («морская») - дух грозы, персонификация молнии или зарницы в образе гневной огненной женщины, во время грозы скачущей на огненном коне в облаках.
Чарки («злые») - злые духи, могут отождествляться с каджами.
Источник
Мифы народов мира, под ред. С.А.Токарева
Комментариев нет:
Отправить комментарий