среда, 25 ноября 2015 г.

Абхазская мифология

Божества

Аерг - божество, защищающее от опасностей войны, охоты и дороги. С рапространением христианства отождествляется со святым Георгием.

Ажвейпш, Ажвейпшаа - божество охоты и покровитель диких животных. Дочери или другие родственники Ажвейпша могут заманивать охотников, обернувшись косулями или оленями.


Айтар - божество плодородия, покровительствуюеще домашним животным. Имеет семь обликов (Джабран, Жвабран, Ачышашана, Алышкентыр, Анапа-Нага, Амра, Амза).

Амра - Солнце

Амза - Луна

Алышкентыр - божество собак.

Ачышашана - божество лошадей (возможно женского пола).

Анапа-Нага («мать, приносящая просо») - божество урожая, Имеет мужской пол, но судя по имени первоначально было женским божеством.

Джабран  ("мать отца коз") - божество мелкого рогатого скота, прародительница коз.

Жвабран ("мать отца коров") -  божество крупного рогатого скота, прародительница коров.


Aнана-Гунда, Анан, Анана («мать») - богиня плодородия, охоты и пчеловодства, покровительница деторождения.

Анцва- верховный бог, бог-творец. Находится на небе, его схождение с небес сопровождается громом, поднятие на небо - молнией. Часто отождествляется с Афы.

Апсцваха - бог смерти, которого можно обмануть хитростью.

Афы - бог грома и молнии, посылающий стрелы в Аджныша.

Джаджа - богиня земледелия и огородничества.

Ерыш - богиня ткачества.

Лымилах, Нымилах, Нымирах, Шымирах - божество супружеского счастья. По окончанию весенних обрядов молодые люди гадали на суженых, наевшись на ночь соленых хлебцов и обращаясь к Лымилах.

Мкамгария, Самкамгария, Скамгария, Акамгария - божество скотоводства и плодородия.

Саунау, Сауроу, Сыусана -  покровительница ручного помола зерна.



Различные существа и герои эпоса


Абнауаю («лесной человек») - лесной великан с выступом в виде топора на груди, которым он может убить встречного. В сказке пастух по имени Читанаа Хуху обманывает его, убивает и женится на жене Абнауаю. Похожее существо есть в мифологии лакцев.

Абрскил - героический персонаж эпоса, рожденный от непорочной девы. Уничтожал растения препятствующие земледелию. Состязался с верховным богом Анцва, который в итоге заточил его в пещеру. Близок к Амирани у грузин.

Агулшап - в нарстком эпосе дракон, захвативший источники и требующий в качестве платы за пользование ими девушку. С ним борется Сасрыква, который побеждает дракона после того как присыпает золой место отрезанной головы. Близок к бляго у адыгов и вешапи у грузин.

Агызмал - оборотни, которые бывают среди жителей почти каждого села и могут превращаться в животных или передвигать на них по ночам, вредя соседям.

Адау - многоголовые людоеды-великаны, чье появление сопровождается ураганом и молнией. В нартском эпосе хозяева огня или источников. Соответствуют грузинским дэви, адыгским иныжи, осетинским уаиг.

Аджныш - дьявол, источник несчастий людей. Его преследует бог Афы (в процессе появляются гром и молния). Аджныш прячется под деревьями, в домах, на животных и людях. Однако Афы не может убить Аджныша, так как тот его племянник.

Араш - в нартском эпосе крылатый конь, на котором герой передвигается и под землей, и на небесах.

Арупап - старуха-колдунья и людоедка. Превращает людей в животных и камни с помощью волшебной плети. Однако если герой прикладывается к ее груди, становится ему "молочной материю и помощнице".

Ацаны - первые обитатели Абхазии, которые были ниже травы. Однако они разгневали бога непочтительностью и тот сжег ацанов.

Ашацва-Чапацва (ашацва, "творцы", и чапацва, "делающие") - духи предсказывающие судьбу человека.

Аюстаа - чёрт, который вредит людям и животным.

Дзызлан  ("мать воды") - молодая женщина, живущая в реках и озерах. Заставляет одиноких мужчин вступать с ней в единоборство, если она побеждает, мужчина должен остаться с ней жить на некоторое время. Может вызвать душевную болезнь, вселившись в человека.

Нарцвы - потусторонний, загробный мир или рай, которого достигают души умерших, перейдя волосяной мост.

Источник:
Мифы народов мира, под ред. С. А. Токарева







Комментариев нет:

Отправить комментарий