Ангирас (с др.-инд. Бngiras), в ведийской и индуистской мифологии риши (в некоторых версиях - один из семи), посредник между богами и людьми, родоначальник рода ангирасов (позднее класа полубогов). Поэты из рода Ангирасов значатся авторами многих гимнов Ригведы.
В Ригведе
Обращение Ангирас чаще всего употребляется по отношению к Агни.
(6.2),
"Ведь ты исполняешь (обязанности) людей, занятых в обряде,
О Агни, (действуя) как хотар племен в доме.
Создай удачу, о господин племен!
Наслаждайся жертвой, о Ангирас!"
(6.16)
"11 Тебя, такого (как ты есть), о Ангирас, дровами
Мы усиливаем, жиром.
Высоко разгорись, о самый юный!
12 Ты для нас стремишься получить,
О бог, широкое, достойное славы,
Высокое обилие прекрасных мужей, о Агни.
13 Тебя, о Агни, из лотоса
Добыл трением Атхарван,
(Тебя-) жрецы из головы вселенной."
(8.102)
16 О Агни, о бог, согретый как пламенем
Поэтическими мыслями, устремленными к жиру,
Привези богов и почти (их)!
17 Тебя такого породили матери,
Поэта – боги, о Ангирас,
Отвозящего жертвы, бессмертного.
Также Агни называют первым, мудрейшим и лучшим Ангирасом (1.31), (1.75).(8.102)
Индру тоже называют лучшим Ангирасом (1.130)
Сыном Ангираса называют Брихаспати. (6.73)
В других гимнах Ангирас представляет образец для подражания в качестве идеального жреца (1.60), (3.31).
В Махабхарате и Пуранах
Ангирас - третий сын Брахмы, вышедший из его уст или из семени Брахмы, упавшего на раскалённый уголь (Мбх. XIII); он же - один из десяти прародителей человечества (ср. Праджапати).
Ангирас отождествлялся с Брихаспати, управлявшим планетой Юпитер, или с самой планетой.
Обычные определения Ангирас - "жрец богов" и "господин жертвы".
Известен миф о семерых мудрецах (риши), сыновьях Ангираса, родившихся в облике медведей и впоследствии ставших семью звёздами Большой Медведицы. Из других потомков Ангирасом называют риши Канву, нашедшего и воспитавшего Шакунталу; Маркандею (иногда он даже сын Ангираса), великого мудреца, получившего в дар вечную юность; Гаутаму, великого подвижника; Качу, внука Ангираса (ср. сказание о Яяти, Мбх. I) и других. В более поздних источниках указываются и жены Ангираса - Смрити - "память", Шраддха - "вера", Свадха - "жертва" (соответствующий возглас), Сати - "истина", имена которых напоминают иранских Амеша Спента. В "Бхагавата-пуране" упоминается в качестве жены Ангираса Ратхи Тара.
источники:
Мифы народов мира, под ред. С. А. Токарева
Ригведа, перевод Т. Я. Елизаренковой
В Ригведе
Обращение Ангирас чаще всего употребляется по отношению к Агни.
(6.2),
"Ведь ты исполняешь (обязанности) людей, занятых в обряде,
О Агни, (действуя) как хотар племен в доме.
Создай удачу, о господин племен!
Наслаждайся жертвой, о Ангирас!"
(6.16)
"11 Тебя, такого (как ты есть), о Ангирас, дровами
Мы усиливаем, жиром.
Высоко разгорись, о самый юный!
12 Ты для нас стремишься получить,
О бог, широкое, достойное славы,
Высокое обилие прекрасных мужей, о Агни.
13 Тебя, о Агни, из лотоса
Добыл трением Атхарван,
(Тебя-) жрецы из головы вселенной."
(8.102)
16 О Агни, о бог, согретый как пламенем
Поэтическими мыслями, устремленными к жиру,
Привези богов и почти (их)!
17 Тебя такого породили матери,
Поэта – боги, о Ангирас,
Отвозящего жертвы, бессмертного.
Также Агни называют первым, мудрейшим и лучшим Ангирасом (1.31), (1.75).(8.102)
Индру тоже называют лучшим Ангирасом (1.130)
Сыном Ангираса называют Брихаспати. (6.73)
В других гимнах Ангирас представляет образец для подражания в качестве идеального жреца (1.60), (3.31).
Ангирас - третий сын Брахмы, вышедший из его уст или из семени Брахмы, упавшего на раскалённый уголь (Мбх. XIII); он же - один из десяти прародителей человечества (ср. Праджапати).
Ангирас отождествлялся с Брихаспати, управлявшим планетой Юпитер, или с самой планетой.
Обычные определения Ангирас - "жрец богов" и "господин жертвы".
Известен миф о семерых мудрецах (риши), сыновьях Ангираса, родившихся в облике медведей и впоследствии ставших семью звёздами Большой Медведицы. Из других потомков Ангирасом называют риши Канву, нашедшего и воспитавшего Шакунталу; Маркандею (иногда он даже сын Ангираса), великого мудреца, получившего в дар вечную юность; Гаутаму, великого подвижника; Качу, внука Ангираса (ср. сказание о Яяти, Мбх. I) и других. В более поздних источниках указываются и жены Ангираса - Смрити - "память", Шраддха - "вера", Свадха - "жертва" (соответствующий возглас), Сати - "истина", имена которых напоминают иранских Амеша Спента. В "Бхагавата-пуране" упоминается в качестве жены Ангираса Ратхи Тара.
источники:
Мифы народов мира, под ред. С. А. Токарева
Ригведа, перевод Т. Я. Елизаренковой
Комментариев нет:
Отправить комментарий