Агни - божество огня, один из наиболее значимых богов ведийского периода. Благодаря жертвоприношениям, сжигаемым на огне, люди обращались к богам, таким образом Агни считается посредником между ними. В то же время под огнём подразумевалось не только буквально пламя (а также молния и т.д.), но и внутренняя энергия живых существ и природных объектов.
В ведах Агни имеет множество имен-эпитетов - Матаришван, Джатаведас (знаток рождений), Бхарата, Вайшванара, Танунапат (сын самого себя) и другие.
Он "рожден как отпрыск двух половин мироздания"(РВ 10.1), родился от Неба и Земли (РВ 3.3), разделил две половины вселенной (АВ 8.9.), поднял небосвод (РВ 3.2), глава неба (РВ 3.2), разнесен среди растений (РВ 10.1), появился для силы действия (РВ 10.3), рождается в разных утробах, принадлежит всем народам (РВ 3.2), едва родившись заполнил 2 мира и все существа (РВ 3.3)
Жрецы создают Агни мыслью, боги породили Агни мысленными усилиями (РВ 3.2)
Агни - Рудра жертв, лучше всех приводящий к цели жертву (РВ 3.2), асура прозорливцев (РВ 3.3)
Он сидит в водах, скрывается, окружен силами (РВ 3.3)
Жрецы создают Агни мыслью, боги породили Агни мысленными усилиями (РВ 3.2)
Агни - Рудра жертв, лучше всех приводящий к цели жертву (РВ 3.2), асура прозорливцев (РВ 3.3)
Он сидит в водах, скрывается, окружен силами (РВ 3.3)
Он "владеет сроком жизни" (АВ 8.2)
Его называют вестником, хозяином богатств, глашатаем, самым юным (РВ 10.2). Он даритель богатств, верный закону (РВ 10.2) Агни умножает закон (РВ 3.2).
Встречаются отождествления с другими богами, так в гимне (РВ 2.1) он отождествляется с Индрой, Варуной, Митрой, Арьяманом, Аншей, Рудрой, Тваштаром, Пушаном, толпой марутов, Савитаром, Бхригу, Адити, Идой, Сарасвати. Агни привлекает к себе богов, смешавшись с ними (РВ 10.6)
Он осветил при рождении оба мира, заполнил оба мира и Солнце (РВ 3.2), вестник между двух миров (РВ 3.3)
В гимне АВ 13.3 Агни отождествляется с монистическим началом мира, Солнцем, которое породило Небо-и-Землю, "одевается в существа, сделав их покровом". "Этот Агни вечером становится Варуной, он становится Митрой, восходя рано утром. Став Савитаром, он движется через воздушное пространство. Став Индрой, он пылает из середины неба".
Он осветил при рождении оба мира, заполнил оба мира и Солнце (РВ 3.2), вестник между двух миров (РВ 3.3)
В гимне АВ 13.3 Агни отождествляется с монистическим началом мира, Солнцем, которое породило Небо-и-Землю, "одевается в существа, сделав их покровом". "Этот Агни вечером становится Варуной, он становится Митрой, восходя рано утром. Став Савитаром, он движется через воздушное пространство. Став Индрой, он пылает из середины неба".
Агни - убийца ракшасов (АВ 8.3). Его призывают пронзать врагов тем, что "(как) град стрел рождается из мысли в гневе" (АВ 8.3)
Агни прогоняет проклятия, оживляет жизненные и высокие силы(РВ 3.3)
К Агни обращаются во многих гимнах Ригведы, а также заклинаниях и молитвах Атхарваведы. Например, для защиты, удачи, мести и т.д. Агни просят соединить "с блеском, потомством, долголетием" (АВ 9.1)
Комментариев нет:
Отправить комментарий