В Ригведе
В Ригведе асурами (слово скорее всего означает "обладающий жизненной силой") называют многих богов. При этом, к тем же персонажам относится и слово "deva".
"Златоруким асурой"(1.35) и "мудрым асурой"(4.53) называют Савитара, бога солнца:
IV, 53. К Савитару
1 Мы выбираем себе это великое, желанное (сокровище)
Бога Савитара, мудрого Асуры,
Которым он сам дарует защиту почитающему (его).
Великий бог распростер ее над нами сквозь ночи
.
Этот же эпитет относится и к Пушану (5.51):
V, 51. Ко Всем-Богам
11 Благо пусть отмерят нам Ашвины, Бхага!
Благо - богиня Адити непобедимая!
Благо Пушан-Асура пусть положит нам!
Благо - Земля и Небо доброжелательные!
Сурье (8.101), тоже богу солнца:
VIII, 101. К разным богам
12 В самом деле, о Сурья, ты велик (своей) славой.
Ты полностью велик, о бог.
Благодаря величию (ты,) асурский, поставлен впереди богов
Как выдающийся неистребимый свет.
Здесь Сурью называют и богом, deva.
Индру также во многих гимнах называют асурой (хотя в пуранический период и упанишадах он становится предводителем борьбы против асуров (в значении демоны) (1.174, 3.38, 4.16, 6.36, 10.54)
I, 174. К Индре
1 Ты, о Индра, царь (людей) и (тех,) которые боги.
Охраняй мужей! Защити ты нас, о Асура!
Ты господин сущего, щедрый, (ты) наш спаситель.
Ты истинный обладатель добра, дающий силу превосходства.
X, 54. К Индре
4 Четыре асурских имени,
Не поддающихся обману, есть у тебя, быка.
Только ты знаешь их все
(Имена,) с помощью которых, о щедрый, ты совершил (свои) подвиги.
Варуну и Митру часто называют асурами и обладающими асурскими силами (1.24, 2.27, 4.42, 5.85, 5.63, 8.25, 8.42).
II, 27. К Адитъям
10 Ты Варуна - царь для всех,
И для тех, кто боги, о Асура, и для тех, кто смертные.
Даруй нам увидеть сто осеней!
Мы хотим достигнуть хорошо установленных, прежних жизненных сроков!
V, 63. К Митре-Варуне
3 Самодержцы, грозные быки, хозяева неба
И земли - (это) Митра-Варуна, очень подвижные.
С пестрыми тучами вы приближаетесь к грому.
Волшебною силой Асуры вы заставляете небо излиться дождем
7 По (своему) установлению, о Митра-Варуна прозорливые,
Вы охраняете заветы (богов), волшебной силой Асуры.
Благодаря закону вы царствуете во всей вселенной.
Солнце вы помещаете на небо (как) яркую колесницу.
VIII, 25. К Митре, Варуне и другим богам
4 Великие Митра-Варуна,
Вседержители, два бога-асуры,
Преданные закону, громко провозглашают закон.
(тут они дэвы-асуры)
VIII, 42. К Варуне и Ашвинам
1 Он укрепил небо, (этот) всеведущий Асура,
Он измерил протяженность земли.
Он завладел всеми мирами как вседержитель.
Всё ведь это заветы Варуны.
Марутов называют "беспорочными асурами" (1.64)
I, 64. К Марутам
2 Они родились как высокие быки неба,
Юные мужи Рудры, Асуры беспорочные,
Очищающие, ясные, словно солнца,
Как воины, несущие знамена страшного вида.
Рудру (5.42):
V, 42. Ко Всем-Богам
11 Того славь, у кого прекрасные стрелы, прекрасный лук,
Кто повелевает любым целебным средством!
Приноси жертвы Рудре для великого благожелательства!
Награди бога, Асуру, поклонениями!
VI, 74. К Соме-Рудре
1 О Сома-Рудра, сохраняйте (вашу) асурскую силу,
Пусть наши желания вовремя вас достигнут!
В каждый дом принося семь сокровищ,
Будьте на благо (нашему) двуногому, (нашему) четвероногому!
Несколько раз асурой называют Небо - Дьяуса
1.131 Гимн Индре
1 Ведь это перед Индрой склонилось Небо (Дьяус) -Асура,
Перед Индрой - великая Земля во (всю свою) ширь,
В борьбе за приобретение блеска - во (всю свою) ширь.
Индру все боги единодушно
Поставили впереди (себя).
Для Индры должны быть все выжимания (сомы), совершенные людьми,
Все подношения, совершенные людьми!
Часто называют асурой божество огня Агни:
Его называют "асурой великого неба" (2.1), "асурой прозорливцев(3.3),
II, 1. К Агни
6 Ты, о Агни, - Рудра, Асура великого неба.
Ты, (как) толпа Марутов, владеешь силой изобилия.
Ты взмываешь алыми ветрами, (неся) благословение домашнему очагу.
Ты, (как) Пушан, защищаешь самим собой почитающих (тебя).
III, 3. К Агни-Вайшванарe
4 Отец жертв, асура прозорливцев,
Агни - мера и веха жрецов.
Он вошел в оба многообразных мира.
Горячо любимый поэт восхваляется за (свои) свойств
V, 12. К Агни
1 Я приношу Агни высокому, достойному жертв,
Быку закона, Асуре, - молитву,
Словно жир, хорошо очищенный во время жертвоприношения, - в рот,
Хвалебную песнь, устремленную к быку
Апам Напата:
II, 35. К Апам Напату
2 Это (идущее) из сердца, прекрасно выточенное
Произведение мы хотим ему произнести. Разве он этого не знает?
Благодаря (своему) асурскому величию Апам Напат
Благородный породил все существа.
В гимне 1.113, К Ушас, и в 1.164, Гимн-загадка, слово asur переводят как "жизненная сила". в
В 55 гимне 3-й мандале (ко всем богам), в качестве рефрена употребляется фраза - mahad
devАnАm asuratvam ekam, которое переводят как - "Велико могущество богов,
единственно."
В других гимнах слово употребляется как эпитет соперников:
1.108 К Индре и Агни
6 Что я говорил, выбирая вас двоих впервые:
Этого сому нам придется призывать, состязаясь с Асурами, -
Придите же к нам ради этой, истинной веры
И напейтесь выжатого сомы!
VII, 99. К Вишну (и Индре)
5 О Индра-Вишну, вы разрушили девяносто девять
Прочных крепостей Шамбары.
Сотню и тысячу мужей асуры Варчина
Вы убили сразу, без сопротивления.
В гимне 5,40, К Индре, Сурье, Атри, приводится рассказ о том, как Сварбхану из асуров
поразил Сурью, солнце.
Затем Индра разгромил чары Сварбхану, и Атри (риши) показал Сурье дорогу.
Атхарваведа
В Атхарваведе слово "асура" несколько раз встречается в значении обладающий "силой и мудростью"
III, 22. K богам - на блеск
4 (Тот) высокий блеск,
Что возникает у тебя, Джатаведас, от возлияния,
Сколько блеска у Сурьи
И у асурского слона,
Столько блеска пусть даруют мне
Ашвины с венком из лотосов!
IV, 15. На дождь
12 Изливая воды, Асура, наш отец...
Пусть шумят вихри вод, о Варуна!
Пусти воды течь вниз!
Пусть заговорят пестрорукие Лягушки над водостоками!
VI, 108. На мудрость
3 (Та) мудрость, что знают Рибху,
(Та) мудрость, что знают асуры,
(Та) прекрасная мудрость, что знают риши, - Ей мы велим войти в меня.
И в качестве эпитета или обозначения соперников:
II, 27. На победу в споре - с растением
3 Ведь Индра положил тебя (себе) на руку,
Чтобы рассеять асуров.
Разбей спор возражающего (мне)! Сделай (их) лишенными сока, о растение!
IV, 19. Против врагов - с растением
4 Когда там вначале боги
С твоей помощью изгнали асуров, С тех пор, о растение, Ты родилось ках апамарга.
IX, 2. К Каме
17 (То), чем боги оттолкнули асуров,
Чем Индра свел дасью в нижний мрак, -
Этим ты, Кама, оттолкни далеко
Из этого мира тех, что мои соперники!
18 Как боги оттолкнули асуров,
Как Индра прогнал дасью в нижний мрак,
Так ты, Кама, оттолкни далеко
Из этого мира тех, что мои соперники!
В контексте защиты одновременно от богов и асуров:
IV, 10. На долгую жизнь - с жемчужной раковиной
5 Амулет, рожденный из океана, Рожденный из грозовой тучи, солнце - Пусть он
защитит нас со всех сторон От снаряда богов и асуров!
VIII, 5. На защиту от колдовства - с амулетом
9 Какое колдовство от Ангирасов, Какое колдовство от асуров, Колдовство,
создавшее себя само, И то, что занесено другими, -Пусть оба они уйдут в далекую даль
Через девяносто судоходных (рек)!
Самаведа
В Самаведе, Индру в одном месте называют асурой, в другом говорится о его победе на
асурами.
"К Тебе такому мы взываем, о Асура, мудрейший, жаждем обрести плоды Твоей щедрости,
получит свою долю. Твоя защита подобна покрывалу; пусть Твои милости достигнут нас!"
Яджурведа
Белая Яджурведа
В Шукла-яджурведе встречается обращение к Савитару как к "златорукому асуре", с
просьбой о помощи и защите. (Шукла-Яджурведа, 34.26)
Асурой в этой же веде называется Танунапат "Танунапат, асура, всем владеющий, бог
среди богов."
Черная Яджурведа
В Кришна-Яджурведе появляется история о противостоянии богов и асуров (1. 5. 1.)(1.7.4)
Боги побеждают асуров с помощью жертвоприношений (2.6.1)
Далее сообщения о конфликте богов и асуров и последующей победе богов повторяются и в других разделах Кришна-Яджурведы.
При этом встречается обращение "асура" к Агни (1.6.6).
В (2.5.1) Агни - посланник богов, а Дайвья асуров.
Встречается соответствие дня богам, а ночи - асурам (1. 5. 9.)
Вирадж разделяется и остается у богов с Брахманом, а у асуров с пищей.
Источники:
Ригведа, Атхарваведа в переводе Т.Я.Елизаренковой
Самаведа, Яджурведа в переоде Р. Гриффита.
В Ригведе асурами (слово скорее всего означает "обладающий жизненной силой") называют многих богов. При этом, к тем же персонажам относится и слово "deva".
"Златоруким асурой"(1.35) и "мудрым асурой"(4.53) называют Савитара, бога солнца:
IV, 53. К Савитару
1 Мы выбираем себе это великое, желанное (сокровище)
Бога Савитара, мудрого Асуры,
Которым он сам дарует защиту почитающему (его).
Великий бог распростер ее над нами сквозь ночи
.
Этот же эпитет относится и к Пушану (5.51):
V, 51. Ко Всем-Богам
11 Благо пусть отмерят нам Ашвины, Бхага!
Благо - богиня Адити непобедимая!
Благо Пушан-Асура пусть положит нам!
Благо - Земля и Небо доброжелательные!
Сурье (8.101), тоже богу солнца:
VIII, 101. К разным богам
12 В самом деле, о Сурья, ты велик (своей) славой.
Ты полностью велик, о бог.
Благодаря величию (ты,) асурский, поставлен впереди богов
Как выдающийся неистребимый свет.
Здесь Сурью называют и богом, deva.
Индру также во многих гимнах называют асурой (хотя в пуранический период и упанишадах он становится предводителем борьбы против асуров (в значении демоны) (1.174, 3.38, 4.16, 6.36, 10.54)
I, 174. К Индре
1 Ты, о Индра, царь (людей) и (тех,) которые боги.
Охраняй мужей! Защити ты нас, о Асура!
Ты господин сущего, щедрый, (ты) наш спаситель.
Ты истинный обладатель добра, дающий силу превосходства.
X, 54. К Индре
4 Четыре асурских имени,
Не поддающихся обману, есть у тебя, быка.
Только ты знаешь их все
(Имена,) с помощью которых, о щедрый, ты совершил (свои) подвиги.
Варуну и Митру часто называют асурами и обладающими асурскими силами (1.24, 2.27, 4.42, 5.85, 5.63, 8.25, 8.42).
II, 27. К Адитъям
10 Ты Варуна - царь для всех,
И для тех, кто боги, о Асура, и для тех, кто смертные.
Даруй нам увидеть сто осеней!
Мы хотим достигнуть хорошо установленных, прежних жизненных сроков!
V, 63. К Митре-Варуне
3 Самодержцы, грозные быки, хозяева неба
И земли - (это) Митра-Варуна, очень подвижные.
С пестрыми тучами вы приближаетесь к грому.
Волшебною силой Асуры вы заставляете небо излиться дождем
7 По (своему) установлению, о Митра-Варуна прозорливые,
Вы охраняете заветы (богов), волшебной силой Асуры.
Благодаря закону вы царствуете во всей вселенной.
Солнце вы помещаете на небо (как) яркую колесницу.
VIII, 25. К Митре, Варуне и другим богам
4 Великие Митра-Варуна,
Вседержители, два бога-асуры,
Преданные закону, громко провозглашают закон.
(тут они дэвы-асуры)
VIII, 42. К Варуне и Ашвинам
1 Он укрепил небо, (этот) всеведущий Асура,
Он измерил протяженность земли.
Он завладел всеми мирами как вседержитель.
Всё ведь это заветы Варуны.
Марутов называют "беспорочными асурами" (1.64)
I, 64. К Марутам
2 Они родились как высокие быки неба,
Юные мужи Рудры, Асуры беспорочные,
Очищающие, ясные, словно солнца,
Как воины, несущие знамена страшного вида.
Рудру (5.42):
V, 42. Ко Всем-Богам
11 Того славь, у кого прекрасные стрелы, прекрасный лук,
Кто повелевает любым целебным средством!
Приноси жертвы Рудре для великого благожелательства!
Награди бога, Асуру, поклонениями!
VI, 74. К Соме-Рудре
1 О Сома-Рудра, сохраняйте (вашу) асурскую силу,
Пусть наши желания вовремя вас достигнут!
В каждый дом принося семь сокровищ,
Будьте на благо (нашему) двуногому, (нашему) четвероногому!
Несколько раз асурой называют Небо - Дьяуса
1.131 Гимн Индре
1 Ведь это перед Индрой склонилось Небо (Дьяус) -Асура,
Перед Индрой - великая Земля во (всю свою) ширь,
В борьбе за приобретение блеска - во (всю свою) ширь.
Индру все боги единодушно
Поставили впереди (себя).
Для Индры должны быть все выжимания (сомы), совершенные людьми,
Все подношения, совершенные людьми!
Часто называют асурой божество огня Агни:
Его называют "асурой великого неба" (2.1), "асурой прозорливцев(3.3),
II, 1. К Агни
6 Ты, о Агни, - Рудра, Асура великого неба.
Ты, (как) толпа Марутов, владеешь силой изобилия.
Ты взмываешь алыми ветрами, (неся) благословение домашнему очагу.
Ты, (как) Пушан, защищаешь самим собой почитающих (тебя).
III, 3. К Агни-Вайшванарe
4 Отец жертв, асура прозорливцев,
Агни - мера и веха жрецов.
Он вошел в оба многообразных мира.
Горячо любимый поэт восхваляется за (свои) свойств
V, 12. К Агни
1 Я приношу Агни высокому, достойному жертв,
Быку закона, Асуре, - молитву,
Словно жир, хорошо очищенный во время жертвоприношения, - в рот,
Хвалебную песнь, устремленную к быку
Апам Напата:
II, 35. К Апам Напату
2 Это (идущее) из сердца, прекрасно выточенное
Произведение мы хотим ему произнести. Разве он этого не знает?
Благодаря (своему) асурскому величию Апам Напат
Благородный породил все существа.
В гимне 1.113, К Ушас, и в 1.164, Гимн-загадка, слово asur переводят как "жизненная сила". в
В 55 гимне 3-й мандале (ко всем богам), в качестве рефрена употребляется фраза - mahad
devАnАm asuratvam ekam, которое переводят как - "Велико могущество богов,
единственно."
В других гимнах слово употребляется как эпитет соперников:
1.108 К Индре и Агни
6 Что я говорил, выбирая вас двоих впервые:
Этого сому нам придется призывать, состязаясь с Асурами, -
Придите же к нам ради этой, истинной веры
И напейтесь выжатого сомы!
VII, 99. К Вишну (и Индре)
5 О Индра-Вишну, вы разрушили девяносто девять
Прочных крепостей Шамбары.
Сотню и тысячу мужей асуры Варчина
Вы убили сразу, без сопротивления.
В гимне 5,40, К Индре, Сурье, Атри, приводится рассказ о том, как Сварбхану из асуров
поразил Сурью, солнце.
Затем Индра разгромил чары Сварбхану, и Атри (риши) показал Сурье дорогу.
Атхарваведа
В Атхарваведе слово "асура" несколько раз встречается в значении обладающий "силой и мудростью"
III, 22. K богам - на блеск
4 (Тот) высокий блеск,
Что возникает у тебя, Джатаведас, от возлияния,
Сколько блеска у Сурьи
И у асурского слона,
Столько блеска пусть даруют мне
Ашвины с венком из лотосов!
IV, 15. На дождь
12 Изливая воды, Асура, наш отец...
Пусть шумят вихри вод, о Варуна!
Пусти воды течь вниз!
Пусть заговорят пестрорукие Лягушки над водостоками!
VI, 108. На мудрость
3 (Та) мудрость, что знают Рибху,
(Та) мудрость, что знают асуры,
(Та) прекрасная мудрость, что знают риши, - Ей мы велим войти в меня.
И в качестве эпитета или обозначения соперников:
II, 27. На победу в споре - с растением
3 Ведь Индра положил тебя (себе) на руку,
Чтобы рассеять асуров.
Разбей спор возражающего (мне)! Сделай (их) лишенными сока, о растение!
IV, 19. Против врагов - с растением
4 Когда там вначале боги
С твоей помощью изгнали асуров, С тех пор, о растение, Ты родилось ках апамарга.
IX, 2. К Каме
17 (То), чем боги оттолкнули асуров,
Чем Индра свел дасью в нижний мрак, -
Этим ты, Кама, оттолкни далеко
Из этого мира тех, что мои соперники!
18 Как боги оттолкнули асуров,
Как Индра прогнал дасью в нижний мрак,
Так ты, Кама, оттолкни далеко
Из этого мира тех, что мои соперники!
В контексте защиты одновременно от богов и асуров:
IV, 10. На долгую жизнь - с жемчужной раковиной
5 Амулет, рожденный из океана, Рожденный из грозовой тучи, солнце - Пусть он
защитит нас со всех сторон От снаряда богов и асуров!
VIII, 5. На защиту от колдовства - с амулетом
9 Какое колдовство от Ангирасов, Какое колдовство от асуров, Колдовство,
создавшее себя само, И то, что занесено другими, -Пусть оба они уйдут в далекую даль
Через девяносто судоходных (рек)!
Самаведа
В Самаведе, Индру в одном месте называют асурой, в другом говорится о его победе на
асурами.
"К Тебе такому мы взываем, о Асура, мудрейший, жаждем обрести плоды Твоей щедрости,
получит свою долю. Твоя защита подобна покрывалу; пусть Твои милости достигнут нас!"
Яджурведа
Белая Яджурведа
В Шукла-яджурведе встречается обращение к Савитару как к "златорукому асуре", с
просьбой о помощи и защите. (Шукла-Яджурведа, 34.26)
Асурой в этой же веде называется Танунапат "Танунапат, асура, всем владеющий, бог
среди богов."
Черная Яджурведа
В Кришна-Яджурведе появляется история о противостоянии богов и асуров (1. 5. 1.)(1.7.4)
Боги побеждают асуров с помощью жертвоприношений (2.6.1)
Далее сообщения о конфликте богов и асуров и последующей победе богов повторяются и в других разделах Кришна-Яджурведы.
При этом встречается обращение "асура" к Агни (1.6.6).
В (2.5.1) Агни - посланник богов, а Дайвья асуров.
Встречается соответствие дня богам, а ночи - асурам (1. 5. 9.)
Вирадж разделяется и остается у богов с Брахманом, а у асуров с пищей.
Источники:
Ригведа, Атхарваведа в переводе Т.Я.Елизаренковой
Самаведа, Яджурведа в переоде Р. Гриффита.
Комментариев нет:
Отправить комментарий