Аза , в мифологии ингушей и чеченцев богиня , дочь солнца , покровительница всего живого .
Алмасы - лесные духи . На груди у мужчин находитя острый топор, женщины обладают золотисто-серебристыми или рыжими волосами и необыкновенной красотой, очень любят плясать при луне. Эти духи считаются злыми и опасными. В охотничьих мифах часты сюжеты о встречах охотника с ними. Они покровительствуют диким животным. Иногда Алмазы вступают с человеком в брачные отношения. По поверьям, удача на охоте зависит от благоволения Алмазов
Гамсилг - оборотень или вампир, в облике молодой женщины или старухи, живет вдали от людского жилья.
Дардза-нянильк - богиня вьюг, живет на вершине Казбека, имеет нескончаемые запасы хлеба и баранины. На вершине горы находится круг, ей нарисованый, через который люди не осмеливаются переступать. Завалы на Казбеке считают ее работой.
Дэла (Дэйла) - верховный бог,
Ел-да (Элда, Этер, Ешпор, Эштр (ингуш., "хозяин ела"), в мифологии ингушей и чеченцев бог, владыка подземного мира мёртвых - ела. Он мудр, обладает даром провидения. От удара его посоха дрожит весь мир. Вершит суд над душами усопших: в соответствии с поступками, совершёнными ими при жизни, праведных отправляет в рай, грешных - в ад (сказание "Сеска Солса и Бятар").
Загробный мир находится на небе (в другом варианте под землей), где находятся будущие тела для мертвецов (внешний вид этих тел зависит от деяний человека при жизни).
Елта - покровитель охотников, лесов и диких зверей
Ерд - предположительно бог ветра
Жер-баба - персонаж в облике старухи. В нарт-орстхойском эпосе вещая старуха, накормившая досыта нарт-орстхойцев хлебом, испечённым из очень малого количества муки (сохранившейся от времён, когда в мире существовала дунен беркат - благодать), и сообщившая им причину исчезновения дунен беркат. В сказках обитает вдали от человеческого жилья - в лесу, в горах; она добра, помогает герою (указывает путь к достижению цели, способствует его победе над врагами).
Села, Сели - бог грома и молнии
Тарам - нечто среднее меду душой человека и ангелом хранителем. Находится там же где и сам человек и совершает те же действия, но при этом может оберегать человека от несчастий и наказывать за проступки. Тарам бывает не только у отдельного человека, но и у семьи.
Тушоли - богиня плодородия, заступница людей пред верховным богом Дэлой.
Эштрг (Этер) - бог подземного царства
источники:
Башир Далгат, Первобытная религия чеченцев
Терской сборник, 1894.
А. Х. Танкиев,
Мифы народов мира, энциклопедия
Алмасы - лесные духи . На груди у мужчин находитя острый топор, женщины обладают золотисто-серебристыми или рыжими волосами и необыкновенной красотой, очень любят плясать при луне. Эти духи считаются злыми и опасными. В охотничьих мифах часты сюжеты о встречах охотника с ними. Они покровительствуют диким животным. Иногда Алмазы вступают с человеком в брачные отношения. По поверьям, удача на охоте зависит от благоволения Алмазов
Гамсилг - оборотень или вампир, в облике молодой женщины или старухи, живет вдали от людского жилья.
Дардза-нянильк - богиня вьюг, живет на вершине Казбека, имеет нескончаемые запасы хлеба и баранины. На вершине горы находится круг, ей нарисованый, через который люди не осмеливаются переступать. Завалы на Казбеке считают ее работой.
Дэла (Дэйла) - верховный бог,
Ел-да (Элда, Этер, Ешпор, Эштр (ингуш., "хозяин ела"), в мифологии ингушей и чеченцев бог, владыка подземного мира мёртвых - ела. Он мудр, обладает даром провидения. От удара его посоха дрожит весь мир. Вершит суд над душами усопших: в соответствии с поступками, совершёнными ими при жизни, праведных отправляет в рай, грешных - в ад (сказание "Сеска Солса и Бятар").
Загробный мир находится на небе (в другом варианте под землей), где находятся будущие тела для мертвецов (внешний вид этих тел зависит от деяний человека при жизни).
Елта - покровитель охотников, лесов и диких зверей
Ерд - предположительно бог ветра
Жер-баба - персонаж в облике старухи. В нарт-орстхойском эпосе вещая старуха, накормившая досыта нарт-орстхойцев хлебом, испечённым из очень малого количества муки (сохранившейся от времён, когда в мире существовала дунен беркат - благодать), и сообщившая им причину исчезновения дунен беркат. В сказках обитает вдали от человеческого жилья - в лесу, в горах; она добра, помогает герою (указывает путь к достижению цели, способствует его победе над врагами).
Села, Сели - бог грома и молнии
Тарам - нечто среднее меду душой человека и ангелом хранителем. Находится там же где и сам человек и совершает те же действия, но при этом может оберегать человека от несчастий и наказывать за проступки. Тарам бывает не только у отдельного человека, но и у семьи.
Тушоли - богиня плодородия, заступница людей пред верховным богом Дэлой.
Эштрг (Этер) - бог подземного царства
источники:
Башир Далгат, Первобытная религия чеченцев
Терской сборник, 1894.
А. Х. Танкиев,
Мифы народов мира, энциклопедия
Комментариев нет:
Отправить комментарий