Страницы

среда, 3 октября 2018 г.

Мифология чибча-муисков

Племена чибча были к моменту прихода испанцев объединены в две большие конфедерации, называвшиеся по их столицам: Богота (Баката) и Согамосо. Ко времени вторжения испанцев уже появлялся общий для всех чибча-муисков пантеон с определёнными для каждого персонажа мифологемами и сюжетами, с намечавшейся иерархией божеств и героев, что отвечало начавшемуся процессу классообразования у чибча-муисков. Общим для всех чибча-муисков был космогонический миф, согласно которому бог-демиург Чиминигагуа, вместилище света, распространил свет в тёмный до того мир, затем создал все вещи, растения, животных, людей, а из самых прекрасных — мужчины и женщины — сделал солнце и луну.
По другой версии, первые, неизвестно кем сотворенные люди — касик Согамосо и его племянник касик Рамикири создали прародителей человечества: мужчину из жёлтой глины и женщину из высокой полой травы. Затем касик Согамосо послал племянника на небо, чтобы тот стал солнцем и освещал мир; но видя, что света всё ещё не хватает, сам тоже поднялся на небо и стал луной. Небо у чибча-муисков необитаемо. Земля держится на больших гуайяках (кустарник с очень твердой древесиной), по другому сюжету — на плечах Чибчакума. Центр земли — место обитания душ умерших, которые, как и при жизни, живут в таких же домах, возделывают поля и т. д. В страну мёртвых души умерших переправляются через бурную реку в лодках и на плотах, сплетённых из паутины, а затем спускаются по крутым, обрывистым дорогам через жёлтую и чёрную земли (возможно, символизирующие день и ночь). Главными небесными божествами считались Суэ и Чиа, кроме того, широкое распространение приняло почитание матери-земли и воды (поклонялись рекам и озёрам). Антропогонический миф  существовал в трёх основных вариантах. Согласно одному из них, сотворение людей приписывалось Чиминигагуа, по другому — Согамосо и Рамикири, по третьему — прародительницей людей была Бачуэ со своим сыном-мужем. Большое число мифов связано с животными (птицы, земноводные, медведь, лисица, ягуар, пума, олень). Так, божество Ненкатакоа имело облик медведя или лиса, в ритуальных плясках танцоры обряжались различными животными. Особое распространение получили мифы о змеях, связанные с почитанием водной стихии.


Бачуэ («высокие груди»). Фурачога («благодатная женщина») - всеобщая прародительница, покровительница земледелия. Когда на земле ещё не было людей, Бачуэ вышла из вод озера Игуаке в образе прекрасной женщины, ведя с собой маленького (не старше трех лет) сына. Они жили на одном месте, пока сын не вырос; тогда Бачуэ взяла его в мужья и рождала каждый раз по 4-6 детей, Бачуэ с мужем обошли «всю землю» (т.е. область чибча-муисков), заселяя её своими детьми. В старости они вернулись к озеру Игуаке, где Бачуэ заповедала людям блюсти обычаи и хранить мир; затем Бачуэ и её сын-муж превратились в двух больших змей и скрылись в водах озера. 

Бочика («бог наших полей», «плащ света», «ткач-пришелец») - одно из высших божеств, воплощает черты солярного божества, культурного героя, бога — устроителя общества, у некоторых племён — духа — покровителя охоты. Бочика пришёл в землю чибча-муисков с востока в виде старца с длинной седой бородой, в плаще и босой (одежда и причёска его представлялись такими же, что и у чибча-муисков). Он обошёл все местные племена, проповедуя добрые обычаи и нравы, обучая людей ткать; чтобы не были забыты рисунки, какими следует украшать ткани, Бочика выбивал орнаменты на камнях и скалах. Сохранилась легенда, что Бочика учил познанию высшего духа по имени Ручика (вероятно, идентичного Чиминигагуа) и превратил в скалу огромного орла, восставшего против Ручики и угнетавшего индейцев. Завершив свою миссию, Бочика умер или исчез. По одной из версий мифа, когда Чибчакум затопил долину Боготы, Бочика явился людям, стоя на радуге, и спас их от наводнения. У некоторых племён чибча его называли Суэ («солнце»), Сугумонше («солнце, которое становится невидимым») или Сугунсуа («солнце, которое исчезает» или «палящее солнце»).  

Гуахайоке -  божество могил, злой демон. Гуахайоке приносились человеческие жертвы для предотвращения эпидемий и бедствий.

Идакансас -  демон, обладающий способностью предсказывать и умеющий напускать порчу, засуху и др. Согласно мифам, некоторые вожди племён обладали теми же способностями. Католические священники отождествляли Идакансаса с дьяволом.

Кучавива - воплощение радуги или воздушного сияния в виде могучего мужчины. Появление радуги служило предзнаменованием смертей и бедствий. В то же время Кучавива помогал больным лихорадкой и беременным женщинам, которые приносили в его святилища золото, мелкий изумруд и бисер. 

Ненкатакоа ("медведь полей и столбов") - в бог ритуальных попоек и хмельного напитка чичи, покровитель живописцев и ткачей. Помогал при доставке стволов деревьев с окрестных гор в посёлки тем, что устраивал перемежавшиеся с физической работой попойки. Образ Ненкатакоа отражает древнюю стадию организации труда, когда работа и ритуальные возлияния богам, танцы и песни в их честь составляли единый, неразрывный процесс.  Чибча-муиски представляли себе Ненкатакоа в виде медведя, одетого в тканый плащ, из-под которого торчал хвост; иногда в виде лиса - откуда другое имя Ненкатакоа - Фо ("лисица"). Единственной известной формой почитания Ненкатакоа было питьё в его честь на праздниках.

Суэ(«солнце»), Сугунсуа ( «палящее солнце»), Суатива («солнце — военный вождь») -  антропоморфное солярное божество. По преданию, бытовавшему на севере области чибча-муисков, вождь селения Согамосо, прародитель чибча, превратил в солнце своего племянника, а сам стал луной. В другом мифе говорится, что демиург Чиминигагуа в конце сотворения мира превратил самого красивого мужчину в солнце, а самую красивую женщину — в луну. Многие вожди чибча возводили свой род к Суэ


Уитака («хранительница полей») - первоначально божество плодородия, покровительница женской плодотворящей силы. Позднее образ Уитака контаминировался с образами других женских земледельческих божеств (возможно, заимствованных у соседей) — Чиа («луна») и Юбекайгуайя («свет звезды») и стал одной из ипостасей единого женского троичного божества, лишь функционально разделённого на три лица, но единого по значению — женского начала жизни. Уитаке отводилась роль покровительницы чувственных наслаждений. Согласно мифу, Уитака была красивой женщиной и учила людей пьяному веселью и разгулу, за что культурный герой и устроитель общества Бочика превратил её в сову (аналогичный мотив имеется в мифологии соседних племён чако и чами), по другому варианту — в луну. Испанский хронист П. Симон (16 в.) идентифицирует Уитаку с Бачуэ. 


Фомагата («чужой светоносный зверь» или «чужой огненосный бог») -  мифологии чибча-муисков вождь селения Тунха (Хунса), потомок солнца; по одному из вариантов, ближайший помощник культурного героя Гаранчачи, сына солнца.  Он имел фигуру человека, хвост ягуара и четыре уха. Согласно мифу, Фомагата каждую ночь обходит местные святилища и воздаёт почести солнцу. Солнечный бог Суэ за это наделяет Фомагату способностью превращать людей в камни или в животных. Для того чтобы Фомагата был предан только солнцу, Суэ лишил его детородной силы.

Чиа («луна») - богиня луны. Чиминигагуа в конце творения мира превратил самую красивую женщину в луну, а самого красивого мужчину — в солнце. По другому мифологическому сюжету, в луну преобразился творец людей, прародитель чибча — касик селения Согамосо. Образ Чиа контаминировался (вероятно, при объединении племён) с другими божествами плодородия — Уитакой и Юбекайгуайя, причём каждая из ипостасей приняла на себя отдельную функцию. Чиа способствовала большему плодородию земли тем, что создавала тучи и вызывала дожди; Уитака стала эротическим божеством; Юбекайгуайя указывала сроки начала пахоты и охраняла урожаи. Все три находились при этом в неразрывном единстве и часто почитались совместно, причём составное астральное божество плодородия могло называться любым из трёх имён, но чаще всего — Чиа.

Чибрафруиме -  бог войны, покровитель сословия воинов. Считался помощником Бочики.

Чибчакум, Чибчачум («опора», «сила чибча») -  бог природных сил, хранитель земли чибча, никуда не отлучающийся из её пределов. Однажды Ч., рассердившись на людей за несоблюдение установленных им обычаев, запрудил течение рек Сопо и Тивито и затопил долину Боготы. Бочика, который по просьбе чибча избавил их от наводнения, обязал Ч. держать на плечах землю. Время от времени Ч., чтобы отдохнуть, перекладывает землю с одного плеча на другое, поэтому происходят землетрясениЯ. Ч. особенно почитался земледельцами, золотых дел мастерами и торговцами. В жертву Ч. приносили главным образом золото.

Чиминигагуа - бог-демиург. В начале времён, когда была тьма и не было мира, свет был заключён в нечто огромное, что называлось Чиминигагуа. Постепенно Чиминигагуа стал излучать свет и творить мир. Первыми он создал больших чёрных птиц и послал их разнести по миру свет в клювах. В освещенном мире Чиминигагуа сотворил людей, животных, растения, солнце и луну.


Источник:
Мифы народов мира, под ред. С. А. Токарева




Комментариев нет:

Отправить комментарий