Страницы

пятница, 24 мая 2013 г.

Мифология хантов

Альвали Alwali (Alwa) - мифический герой, покровитель хантов и манси. В мифологии первый охотник, научивший людей делать ловушки, добывать огонь.
В обрядовой поэзии - сын Торума и Калтась, посредник между богом и людьми. Представляется в виде всадника на белом восьмикрылом коне или гуся. Еще одно имя Мир-Сусне-Хум - за миром наблюдающий человек.

Анки Пуус (она же Пуус Анки, Пуус лунк, Пуус Сунк) - богиня  жизнеподательница, от которой зависит здоровье будущего поколения у аганско-васюганских хантов. Васюганско-ваховские ханты считали ее матерью огня. На Вахе полагали, что богиня обитает в стороне
восходящего солнца, где "выкачивает" маленьких детей и посылает их на землю; она рассматривалась как божество Верхнего мира и почиталась как мать Торума. По сообщению К.Ф. Карьялайнена, васюганцы считали Анки Пуус дочерью Торума и особенно важным небесным духом, дающей новорожденному ребенку душу ильт, за что ее называли "творящая людей Пуус".

Ас, As - река Обь, ее хозяину As iki , можно опускать жертвы в воду любого притока. Он живет в устье Иртыша(или Оби) и там Обь уходи под землю и связывает в потустороннем мире теплую и холодную стороны Вселенной.
Вонт юнк - два лесных духа в верованиях васюганских хантов. Один из них живет в свисающем с неба городе между небом и землей, а другой - на земле. Их изображения
изготовлялись из светлого дерева и одевались в белые одежды. Считается, что от расположения этих духов зависит охотничье счастье, особенно добыча соболей, лис и росомах  Количество находящейся в лесу и добываемой дичи регулируют лесные духи рангом пониже, обитающие на каждом участке леса. Лесные духи могли приобретать облики различных зверей и птиц

Вороний день -  у многих групп хантов считается одним из основных "национальных" праздников и связан  приходом весны.

Духи - за помощью  ханты могли обращаться к божествам более низкого ранга - духам-хозяевам реки, селения, семьи. Их могли представлять в виде различных животных или людей. Духов в виде рыб могли задабривать, бросая в воду монеты. Семейные духи принадлежали человеку или семье, от них зависели счастье, успех и здоровье. Делали антропоморфные, реже зооморфные фигурки этих духов, кормили и одевали их, держали в специальном деревянном сундучке или берестяном сосуде. Иногда духами также становились умершие герои, или люди наделенные выдающимися способностями.  Васюганцы и обские ханты изготавливали  изображения домашних духов из дерева, реже из металла, иногда это были камни, напоминающие по форме человека: ваховцы вообще не делали изображения семейных духов. На Оби и Васюгане широкое распространение имел обычай "кормления" домашних духов.
На Васюгане обряд проводил идущий на охоту перед промыслом, а обские ханты ограничивались предварительным смазыванием изображений духов рыбьим жиром, а угощение делали только после удачной добычи

Душа - По некоторым данным выделяли 2 души лиль (душа-дыхание) и  ис, ильт (душа-тень). Лиль - душа (жизненная сила)-дыхание есть у человека, животных, деревьев. Выделяется 4 или 5 душ - душа-тень, уходящая душа, сонная душа путешествующая во сне, реинкарнирующаяся душа. Wort имеет форму человека или птицы и живет внутри тела, покидая его, что вызывает недомогание. Третья душа ulem uj, т.е. душа сна живет в лесу и прилетает к человеку во время сна. Четвертая душа, реанкарнирующаяся, она вселяется в новорожденного, почему называется man is, `маленькая душа.

Jec kanta ot - злокозненные существа, которые похищают душу человека или уводят спящего в подземный мир предков (признаком этого может быть ломота в костях и недомогание утром). На русском ханты употребляют для них слово "маячки"

Jem - сакральный образ божеств и духов, например для духа болезней - это гагара (а повседневный образ - мужчина в черной одежде).

Йенк-ики, Йент юнк, или Йинк лунг- водяной дух, водный старик, который мог принимать облик обитателей воды. Его почитали как хозяина рыб, от которого зависели улов и благополучное передвижение по воде. Местонахождением водного духа считались устья рек, глубокие омуты, речные перекаты. Ваховцы полагали, что от Йинк лунг зависит благополучное продвижение рыб по воде, во время весеннего половодья он загоняет рыбу из Оби в Вах, регулирует количество рыбы и отпускает часть ее людям.

Кали-торум,  - нижний  мир. Кроме умерших людей , включает в себя существа естественного и сверхъестественного происхождения. Также божество-антипод Торума, которого называют Кын лунг, на Вахе называли также Атэм лунг ('Злой дух') или Кэллои Торум ('Мертвых
бог'), а на Васюгане - Кали Торум ('Мертвых бог'), Мый йюнк ('Подземный дух'), Кинэн йюнк ('Людей поедающий дух').

Животные -  бобр и выдра - помощники и защитники людей. Священным животным считается медведь, также лебедь, гагара, змея, налим.

Kaini ,комар,. В большинстве районов проживания хантов исходили из представлений, что жизненная сила lil, il, iles, находящаяся внутри человека, имеет образ комара и, когда он улетает, человек ощущает звон в ушах.

Калтась, Kaltas - мать или жена бога Торума, иногда Мать-земля.  При рождении ребенка Калтась наделяет его душей лиль, также Калтась определяла время смерти.

Калтась отправляет своих внуков на определенную территорию
Старшего внука – духа болезней и смерти ( in ik ) она поселяет в низовьях Оби, второго внука (wat iki) - подателя погоды и духа ветра она сажает на протоке и поручает ему оберегать людей от шторма и бури, третий внук – дух середины Сосьвы ( l w kut p iki ) покровитель Урала и одновременно – оленьих стад.Четвертый внук - посредник между миром живых и миром мертвых, он живет в образе медведя и место его обитания – пос. Вежакары (отсюда название божества - Jem ac iki , то есть священного города старик). Самого младшего из внуков она определяет богом верховьев Оби ( As t j iki ). Kaltas является покровительницей первой дочери. Покровительницей второй дочери она назначает Казымскую богиню kasum imi. Покровительнецей третьей дочери она назначает богиню Ar ot n imi (бук. многих, домов женщина; т.е покровительница не родственников ).
Первого сына защищает Wat ik , второго - Jem wa iki, третьего - As t j iki.
Ей полагается жертвовать петуха, дарить цветную ткань.

Каг s - мифическая птица, которая доставляет георяв сказок из подземного мира

Korwart r - всевозможные духи - помощники (различные антропо- и зооморфные изображения) могут легко менять внешность.

Куль - брат или сын Нум-Торума, выступает как враждебное людям начало. Божество подземного мира.

Мый ими  - "земля-старуха", представляется в облике старой женщины, предупреждающей болезни, ей приносили в жертву семь котлов, которые закапывали в землю. Считается, что эти
котлы перекрывают путь болезням из Нижнего мира. У тромъеганских хантов бытовали представления о 'Земле-матери' Мый анки - личном духе, живущем в земле, жертвы которой приносили недалеко от деревни или от жилища, иногда ей жертвовали котел

Охус ики ('Запада старик') -  считается сыном верхового бога, объезжает на белом коне землю, охраняет покой на ней.


Солнце и Луна - повсеместно распространено представление, что Солнце  – женщина, а Месяц  – мужчина, и люди произошли от их брака; в предчувствии бедствия (голод, эпидемии, всемирный потоп) Солнце и Месяц поедают себя (затмения), чем и предупреждают людей об опасности



Сотом ты ики ('Вершины Салыма старик') - главное божество салымских хантов, покровительствующий всем жителям бассейна этой реки. Он является богом грозы, владельцем семи гроз. По поверьям, ежегодно в июле он "ездит" в гости на р. Большой Юган к юганским богам, а в августе возвращается обратно. Летние грозы местные ханты до сих пор объясняют путешествием Сотом ты ики.


Синкретизм - в связи с христианизацией у хантов развился синкретизм верований. Его отражает например такой рассказ демьянского ханта Григория Наргина.
"Стало брать меня, кото-рый бог сильнее - русский или наш. Подошел Миколин праздник (19 декабря). И захотелось мне Миколу испытать. Зажег я ему свечку, а рядом с ним поставил нашего бога на божницу. Однако своего бога надо тоже почтить. Надел ему на голову шапку. Сам ушел спать. Утром любезно открываю дверь и вижу - наш у Миколы свечку вышиб, а Микола у нашего шапку стянул - лежат на полу. Так я и не узнал, который бог сильнее" [ГАРФ, ф. 3977, д. 41, л. 15].  (Мартынова Е.П. Очерки истории и культуры хантов)

Сэвсики - противник Альвали, предтсает в образе огромного существа (иногда змея), или обыконвенного человека.

Торум - небо, верхний мир, также имя верховного божества (Нум-Торум). Нум-Торум создал землю, установил мораль и правопорядок, его просят об удаче в промысле, здоровье.

Унт-тонх  - лесной дух

Ыл лунг -  у васюганско-ваховских хантов 'Нижний дух' , выступал как поборник добра, покровитель детей, давший людям первый огонь; жертвы ему приносились в тех же местах, где и Торуму

Источники 
Ю.Е. Березкин. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам
Мартынова Е.П. Очерки истории и культуры хантов
Мифы, предания, сказки хантов и манси' \\Пер. с хантыйского, мансийского, немецкого языков. Сост., предисл. и примеч. Н. В. Лукина - Москва: Наука, 1990 - с.568

Комментариев нет:

Отправить комментарий