четверг, 19 июня 2014 г.

Вишварупа

viśvarūpa - имеющий все формы (или все цвета)
В Ригведе
Имеющим все формы (цвета) называется Тваштар (также он называется творящим все формы (10.10)  (1.13), Агни (3.1), Индра (3.38). Савитар (3.55), Брихаспати (3.62), Маруты (10.78) и ряд других персонажей и растения (5.83)

В Яджурведе
Вишварупа - асура, жрец богов

В эпосе

Вишварупа и его сестра,  божественной кобылица Саранью, рождается у Тваштара и женщины из асуров.  Предающийся подвижничеству  Вишварупа в борьбе богов и асуров тайно встаёт на сторону последних. Индра пытается соблазнить Вишварупа красотой апсар, но тот не поддаётся искушениям.  Индра  убивает Вишварупу, срубив все три его головы («Брихаддевата»).

В Бхагавад-гите
Явлению перед Арджуной  Кришны в форме Вишварупа посвящена 11-я глава. 

источник















"В бесчисленных видах, со многими устами, очами,
Со многим божественным убранством, со многим воздетым божественным оружьем,"
"Облаченный в божественные венцы, одежды, умащенный божественными маслами,
Всечудесный, пламенеющий, вездесущий, бесконечный, всюдуликий."

"Там, в теле Бога богов тогда увидел Пандава
Весь многораздельный мир целокупно стоящим.
...
всех богов и сонмы различных существ, Владыку Брахму, восседающего на троне-лотосе, и всех провидцев, и божественных змиев."

"Вижу Тебя повсюду в образах неисчислимых, с многочисленными руками, чревами, устами, глазами;
Владыка всеобразный, Твоих начала, середины, конца не вижу!
Венчанного, лучезарного, всеозаряющего, со скипетром, диском,
Труднозримого, неизмеримого, в блеске огня и молний я Тебя вижу!
Ты высочайшее, Непреходящее (АУМ), подлежащее постиженью, кров высочайший вселенной,
Ты бессмертный хранитель вечной дхармы, Ты неизменный Пуруша, так мыслю."
....
"Как мотыльки, в блестящее пламя попав, гибелью завершают стремленье,
Так на гибель вступают миры в Твои зевы, завершая стремленье
Ты, облизывая со всех сторон миры, их поглощаешь пламенными устами;
Наполнив сияньем весь мир, Твой страшный жар его раскаляет, о Вишну!"


Достаточно распространенными в индийском искусстве являются изображения Вишну-Вишварупы, однако есть и изображения Шивы в таком аспекте. 


источники:
Ригведа, перевод Т. Я. Елизаренковой
Бхагавад-гита, перевод Б. Смирнова http://bhagavadgita.ru/gita_11.htm



Комментариев нет:

Отправить комментарий