пятница, 8 ноября 2013 г.

Ардвисура Анахита


богиня воды и плодородия в иранской мифологии

Из Авесты
http://www.bibliotekar.ru/vostok/60.htm#_ftn17

В гимне Ардвисур-Яшт перечисляются обращения к ней богов и людей с просьбами о победе, "сухом пути", умении ответить на все впопросы и др. Ахура-Мазда приносит ей жертву за тем, чтобы научить Заратуштру "мыслить, молвить и делать согласно вере". Хошиангха Парадата, Йима, Кавай Усан - чтобы стать властителями "Над всеми кишварами,Над дэвами и людьми,Над волшебниками и пэри,Над кавийскими и карапанскими властителями," Богатырь из рода Атейа - чтобы победить Ажи-Дахака и похитить его жен Сангхавак и Арнавак. Керсасап - чтобы победить Гандарву, и другие, и эти просьбы иполнялись.

Паурва, летающий 3 дня в образе коршуна (в результате битвы) обращается с молитвой и обещанием жертвенных возлияний.
Ардвисура Анахита появляется перед ним в образе девшуки, которая "крепко взяла его за руки,И тут же совершилось это ‑ в единый миг! ‑
Он, усердный, проворный в работе,Очутился на земле, сотворенной Ахурой,"


Аналогично к ней обращается Ажи-Дахака - "чтобы обезлюдить все семь кишваров", отпрыски Вэсака - чтобы победить Тусу и др. чьи просьбы не исполнялись

Описание

"Ее, Ардвисуру Анахиту,
Широко разлившуюся, целительную,
Дэвам враждебную, вере Ахуры преданную,
Достойную, чтоб мир телесный почитал ее,
Достойную, чтоб мир телесный восхвалял ее,‑
Страсть вызывающую, Артой освященную,
Стад покровительницу, Артой освященную,
Дома и усадьбы покровительницу, Артой освященную,
Имущества покровительницу, Артой освященную,
Страны покровительницу, Артой освященную."
Гимн Ардвисуре Анахите («Ардвисур‑Яшт»)

"2 Она творит семя всех мужей,
Уготавливает для родов
Материнское лоно всех жен,
Делает легкими роды всех жен,
Наполняет в урочное время
Молоком материнскую грудь;
3 Бескрайняя, славная именем,
Длиною равная всем водам,
Здесь, по земле, текущим,
Мощная, сходящая с вершины Хукарйя к морю Ворукаша.
4 Все берега Ворукаша
Приходят в волненье,
Вся средина его восстает волнами,
Когда к ним притекает,
Когда к ним устремляется
Ардвисура Анахита,
У которой заливов тысяча,
У которой притоков тысяча,
И вдоль каждого из заливов
И вдоль каждого из притоков
Лишь за четыре десятка дней
Проскачет искусный наездник.
5 И один приток этой воды моей
Простирается на семь кишваров,
И приток этой воды моей
Непрестанно струится зимой и летом.
Она для меня делает благом и воду,
И семя мужей, и утробу жен,
И молоко женской груди,‑
6 Это Я, Ахура Мазда, их произвел:
Чтоб дом и селенье,
Округ и страна процветали,
Чтоб защищать и охранять их,
Оборонять и оберегать их.
7 И вот, о Заратуштра, она пришла к нам,
Ардвисура Анахита,
От Мазды, творца своего.
О, воистину хороши ее руки,‑
Белые, мощнее бедер коней,
Величьем своим красуется,
Дивная, потоком текущая,
Выше сажени вышиной.
Думой одной занята она:
8 «Кто восславит меня,
Кто почтит молоком, заключающим Хому],
Очищенным, процеженным Застрой?
Чье удовольствую я желание?‑
Верных мне и послушных мне,
Чтобы дать им веселья и бодрости?»
9 За великолепие, за величие
Внятной молитвой хочу восславить,
Доброй молитвою и Застрой хочу восславить
Ардвисуру Анахиту, Артой освященную.
Да воззовут к тебе все,
Да чтят тебя еще больше,
О Ардвисура Анахита,
Молоком, заключающим Хому,
Очищенным, процеженным Застрой.
Чье удовольствую я желание?‑
Верных мне и послушных мне,
Чтобы дать им веселья и бодрости?

"13 Четыре коня у нее в упряжке,
Все четыре единой белой масти,
Единой породы, высокие,
Оборающие зломышление всех врагов,
И дэвов и людей,
Волшебников и пэри,
Кавийских и карапанских властителей"

"120 Ахура Мазда четырех жеребцов сотворил:
Ветер и дождь, облако и град.
Всегда, о Спитамид Заратуштра,
Четыре жеребца заставляют
Дождь лить, и снег идти,
И источать воды, и градом бить,
Ардвисуре же на долю выпали девять сотен и тысяча капель.
121 Я хочу почтенную всеми
Золотую вершину Хукарйя восславить!
С высоты ее, равной росту тысячи мужей,
Ниспадает Ардвисура Анахита,
Мощью равная всем водам,
Здесь, по земле, текущим,
И вперед устремляется, полная сил."

"Всякий может увидеть ее,
Ардвисуру Анахиту,
В образе прекрасной девушки,
Сильной, стройной,
Прямой, высоко подпоясанной,
Знатного рода, именитого,
В нарядном плаще
С обильными складками, златопрядном.
127 Барсман в руках у нее должной меры,
Красуется она серьгами,
Четырехгранными, златоковными;
Ожерельем обвила благородная
Ардвисура Анахита
Прекрасную шею.
Стягивает она стан свой,
Чтобы дивные груди ее восстали,
Чтобы влеклись к ней людские взгляды.
128 Чело увенчала свое
Ардвисура Анахита прекрасным обручем,
Сотнями самоцветов украшенным, златоковным,
Осьмичастным, словно бы колесница,
Перевитым лентами, чудесным,
С кольцом посредине, искусно сделанным."



В ответ на вопрос Заратуштры дается перечень ограничений при прославлении

"Вот Застра моя, ею должен ты наслаждаться.
Жрецы, что просили святых изречений,
Жрецы, что просили святых заповедей,
И мудрый посланец, которому внятно святое слово,
Пусть наслаждаются ею!
92 Но не должны Застрой моей наслаждаться:
Ни один [...], ни болеющий горячкой,
Ни обремененный грыжею [...],
Ни одна женщина,
Ни один общинник,
Что гат не произносят,
Ни прокаженный, от остальных отторгнутый.
93 Не приму я Застры
От слепых, и глухих, и от карликов,
От слабоумных, и [...], и припадочных,
От помеченных метой, какою, с общего гласа,
Умалишенных метят;
Не должны одарять Застрой
Ни горбатые спереди,
Ни горбатые сзади,
Ни кривозубые карлики!»"



Комментариев нет:

Отправить комментарий